на главную info@ufaprana.ru
г.Уфа
тел.: 8(347)2935583
8(917)0422034
8(917)3684904

статьи

Йога в свободное время и йога для свободы

Есть нечто удивительное, почти чудесное в том, что люди разного возраста, образования, профессии, национальности, темперамента, с различными склон­ностями и интересами вступают в йогу. Иногда внеш­ний толчок может произвести полунеграмотный «учи­тель», шарлатанская статейка в газетке или книжка «по медитации», представляющая собой собрание за­тертых общих мест и дичайших нелепостей или обма­нов. Мало кому может повезти обрести вначале зна­ющего учителя и содержательную литературу, и по­этому каждый приступает к йоге, руководствуясь соб­ственной целью и интересами.
Большинство людей Запада занимаются йогой «в свободное время», не удаляясь от общества, и с чисто прикладными целями, главная из которых — оздоров­ление. При этом многие придерживаются науки, хри­стианства, ислама или просто «здравого смысла». Для «малых» целей — укрепления здоровья, повышения работоспособности и т. п. — принадлежность к миро­воззрению йоги необязательна, но нужно иметь в виду, что Высшая Цель и приемы ее достижения выраже­ны и разработаны именно внутри индоарийского со­знания.
Идейные или мировоззренческие основания йоги так же важны, как и определенные физические уп­ражнения и приемы. Без верной цели и знания смыс­ла никакие наши старания и упражнения не имеют большого смысла, как у заведенной, но стоящей на месте машины, которая не может двигаться без води­теля. Или, если даже какое-то движение и будет, то без внимания к мировоззренческим и нравственным вехам занятия могут завести в тупик или даже в пропасть. Или знание будет обретаться мучительным способом проб и ошибок.
Эта цель — освобождение или независимость от пут неистинного, ложного, кажущегося существования. В классической йоге Патанджали, представляющей собой одно из шести истинных мировоззрений (дар-шан) индуизма, это кайвалья (отъединение, исключи­тельность). В джайнской и индуистских (в той или иной мере ведантистских) течениях йоги конечной целью является мокша (избавление),в буддистской йоге — нирвана (утишение или угасание), в некото­рых течениях тантры или сикхской йоге она выража­ется словом сахаджа (естественность).
Только для немногих может быть понятна и при­влекательна цель, предполагающая отсутствие лично­го бытия в мире. Эту немирскую цель йоги часто предпочитают заменять словами «достижение гармо­нии», «познание Истины», «самопознание». Да, мы мо­жем сказать, что йога — это всецелое соединение себя со всеобщностью вещей, но это уже вторичные определения йоги. Главная цель, отобранная прозре­ниями и опытом многих ее исполнителей, включает или обобщает частные цели тех или иных людей: «Йо­га — мыслеверти заключенье» (yoga citta vrtti nirodhah).
Упрощенно, йога прежде всего — управление со­знанием и обобщение познанного. Мир предоставля­ет нам столько возможностей для этого!
Что многозначное слово йога издавна означало и цель, и средство, прекрасно видно в следующих сло­вах Вьясы (на Йога сутру, 3.6): «Йогу следует познать йогой, йога от йоги происходит. Кто же опьянен йогой, тот навсегда радуется в йоге». Истинная йога начинается лишь тогда, когда начи­нают искать исключительно Истину и Свободу. До этого йогу используют для мирской пользы, в каче­стве средства для достижения мирских целей. То есть это относится к области бхоги.
Умение различать йогу как средство и йогу как цель и правильная оценка и применение своих спо­собностей, возможностей и сил является важнейшим условием совершенства. Кое-кто, прочитав в книгах, что цель йоги — отречение, понимает его только как отрицание. Утверждают, что надо отказаться от мира или отречься от себя, от «я». Но, не зная, что такое «мир», «я», отречение часто приравнивают к отверга-нию каких-то материальных вещей, отказу от имуще­ства, домовладения, семьи, работы и сидению где-то в уединененном месте. Итог такого плохо понимаемо­го и неподготовленного отречения, как правило, бес­полезен, смешон или печален.
Такой человек, впустую потратив время, скорее всего, достаточно быстро оставит свое уединение. Хотя, впрочем, и этот опыт пригодится, если человек поймет, насколько сильна в нем тяга к предметам и обще­ству и насколько трудно, оказывается, отречение. Стремление к людям, вещам, развлечениям, вкусной еде и т. д., которым прежде не придавал значения из-за их постоянного присутствия или будущей возмож­ности, вдруг с громадной силой начинают захватывать ум, «искушать» его воспоминаниями и мечтами и не-, удержимо тянуть человека.
Иное дело, когда человек внутри традиции прини­мает решение стать йогином. Видимо, он видел разно­образные примеры отрекшихся от мира, скорее всего, у него есть учитель, он осознает цель — освобожде­ние от мира, примерно представляет, какие тяготы и обязанности на себя возлагает. Возможно, когда-то он остро почувствовал, что в мире, от которого он отре­кается, нет смысла или справедливости. Люди встре­чаются, совокупляются, размножаются, болеют, дрях­леют и умирают. Идет смертная борьба существ за выживание, наслаждения, власть, богатство, которые один отнимает у другого...
В традиционной Индии йогин порывал все лич­ные и общественные связи: если он был дваждырож-денным, то снимал с себя священный шнур, а вместе с ним — все сопутствующие тому или иному состоя­нию или общественному положению обязанности. Он порывал с прошлым, принимал новое, духовное, указывающее на высшую цель и приобщающее к Высшему, имя. Он жил или в ашраме, или при храме, или в уединении. Своим подвижничеством, самообуз­данием, сосредоточением и созерцанием он стремил­ся прекратить и удалить из сознания даже целеполагание.
Но занимающийся йогой читатель данной работы вряд ли будет считать себя йогином, свободным от личных и общественных обязанностей. Раз он живет еще в мире, он — человек мирской. Поэтому цель его занятий — развитие своих способностей и наилуч­шее выполнение своих общественных, семейных и личных обязанностей на пути к Истине.
«Мир исправить нельзя», — утверждают некото­рые мудрецы. Но можно ли быть незатронутым им?
Нет ни одной области жизни, которая не касается нас. Конечно, одна затрагивает больше, другая почти не затрагивает. И если мир нельзя исправить, то значит ли это, что нельзя и еще больше испортить? Если нельзя быть незатронутым им, то разве мудрее быть его веч­ным рабом или жертвой?
«Труды жизни возлагаются на нас, чтобы очис­тить нас от эгоизма, а социальные учреждения при­званы помочь росту души» (С. Радхакришнан).
Пока человек не достиг безусловного Освобожде­ния, у него в мире три области действий — телесная, словесная и умственная и соответственные области свободы: свобода телесная, свобода словесная, свобода мысленная. Телесная сво­бода — это свобода от болезней, сохранение здорово­го тела, свобода удовлетворять его потребности и уметь их обуздывать. Свобода словесная — свобода выра­жать и сообщать другим свои убеждения. Свобода мысли — творческое умение управлять своей мыс­лью, отличать истинное от ложного, главное от второ­степенного, нужное от лишнего и т. д. До сих пор на нашей родине было слишком много свободы для дурного и злого. Не стесняются злодеи и негодяи, не стесняются своего унижения пропившие достоинство и совесть пьяницы, валяющиеся в гряз­ном тряпье в собственных испражнениях. Не стес­няются сквернословы. Не стесняются дорвавшиеся до власти насильники, лжецы и мошенники (даже на самых высоких должностях и постах). Мысли навя­зываются, упрощаются и развращаются средствами массовой информации.
Для возвышенных мыслей и проявлений остаются маленькие закутки — умная книга, прекрасная музыка, письменный стол, теплые беседы с друзьями... Те, кого зовут духовными людь­ми, которых у нас, думаю, побольше, чем на Западе, не определяют качество общественной жизни. Их «за­бивают» наглые политики, биржевики, торговцы от культуры. Они бессильно наблюдают тупое вымирание народа от бесцельности, пьянства, без оплаты сво­его труда. Это во многом связано с утратой преем­ственности мировоззрения и разрушением основ ми­роустройства. Пятитысячелетний, по меньшей мере, опыт индийской цивилизации может стать важным подспорьем для его восстановления.

Вернуться к списку статей >>>




Зал на Бакалинской


23
Ноябрь
2017
09:30-11:00Йога Айенгара "Уровень 1-2"
Стаж практики ЙА не менее 6 месяцев
18:30-19:30Стретчинг
19:00-20:30Йога Айенгара "Начальный"
19:30-21:00Йога Айенгара "Начальный"

 все расписание на Бакалинской


Зал ТЦ "Орион"


09:00-10:30Йога Айенгара "Начальный"
По записи тел. 293-55-83.
10:30-11:30Стретчинг+Antigravity
14:30-15:30Детская йога 6-12 лет
Набор в группу с 5.12 Запись -> 293-55-83.
19:00-20:30Йога Айенгара "Начальный" .
По записи тел. 293-55-83.

 все расписание ТЦ Орион